|
История Рима
Крылатое выражение гласит: "Гуси Рим
спасли". Но это, возможно, такая же
легенда, как и дата основания Рима - 753 год до
нашей эры, или история Ромула и его брата-близнеца
Рема, будто бы вскормленных волчицей. На
самом же деле поселение на берегу Тибра
получило свое название от этрусского рода
Румилиев. Исторические свидетельства о
Риме появляются только с VI века до нашей эры,
когда было свергнуто этрусское владычество
и установлена республика, где контроль за
властью осуществляли два консула,
избираемые сроком на один год, сенат и
народное собрание. После продолжительной
борьбы между патрициями и плебеями
равноправие было наконец утверждено
законом, и это обрело свое государственно-религиозное
выражение в строительстве храма Конкордии (богини
согласия) в 366 году до нашей эры.
Еще до того римлянам приходилось постоянно
обороняться от нападений соседних племен, а
в 387 году до нашей эры пережить вторжение
галлов. На семи холмах они возвели кольцо
мощных оборонительных стен и
распространили свою власть на Лаций. В III
веке до нашей эры Римская республика
достигла такой экономической, военной и
культурной мощи, что сумела завершить в
свою пользу длительную борьбу с Карфагеном
за господство над всем Средиземноморьем.
Невероятное ее могущество сказалось со
всей очевидностью также и в обилии
архитектурных сооружений общественного
значения.
Римская республика процветала, однако,
очень недолго: безграничная страсть к
наживе привела к полному забвению
достоинств Древнего Рима и кризису
республики. С 133 года до нашей эры Гракхи
начали вести борьбу за новые аграрные
законы, гражданские войны (91-88 годы до нашей
эры) привели к огромным жертвам, а с 82 года
до нашей эры в Риме установилась диктатура
Суллы. При Помпее и Цезаре (убитом в 44 году
до нашей эры) гражданская война
продолжалась, и остановить ее удалось
только Октавиану, его внучатому племяннику,
ставшему в 31 году до нашей эры
единовластным правителем, а в 27 году до
нашей эры получившему почетный титул
Августа.
В эпоху Августа Рим превратился в
блистательный центр "Империум Романорум",
славный своими сакральными и светскими
постройками, сверкающими мраморной
облицовкой, драгоценной мозаикой,
благородной скульптурой и восхитительными
фресками. По своей идее, новый режим должен
был опираться на сенат и республиканские
учреждения, однако, в действительности, он
развивался в направлении к деспотии и
милитаризму. В Империи, значительно
увеличившейся за счет завоеваний, тем не
менее чувствовались симптомы кризиса
вследствие большого административного
дробления. Это шаткое положение
свидетельствовало о начале медленного, но
неуклонного заката Империи. Константин
строит новую столицу, и в связи с этим
римский сенат окончательно теряет свою
политическую власть. Первые нашествия
варваров ускоряют неизбежный упадок города.
Однако возникновение христианства и
зарождение Церкви сохраняют за Римом роль
древней столицы мира, которая принадлежала
ему в течение многих веков, и превращают его
в очаг расцвета и распространен ия новой
веры.
Начиная с VI века нашей эры Рим становится
одним из множества обычных городов
Византийской империи, столицей которой
была Равенна. Однако двумя веками позже,
благодаря усилиям Католической церкви Рим
вновь обретает былую славу. В его историю
вплетается история королей из династии
Каролингов: франкский король Карл Великий
был первым императором, коронованным в Риме;
примеру короля последовали его преемники.
В 1144 году город становится свободной
коммуной. В управлении им принимают участие
муниципалитет, знатные римские семьи и
Католическая церковь. Но со временем между
ними возникли разногласия, приведшие к
конфликтам и жестоким распрям. В начале XIV
века папы обосновались в Авиньоне, что
позволило народным силам добиться
некоторой власти; но в период между концом
XIV и началом XV века ситуация снова
изменилась: папа возвратился в Рим и взял в
руки бразды правления, постепенно
добиваясь восстановления своей власти.
В это время Рим вновь переживает большой
подъем. Став столицей католического мира,
он обретает былое великолепие и становится
центром художественного и культурного
возрождения. В последующие века город жил
замкнутой жизнью, оторванной от влияния
международной политики; с другой стороны,
он стимулировал развитие многочисленных
видов деятельности, связанных с торговлей,
искусством и культурой. Такое положение
продолжалось вплоть до конца XVIII века.
Влияние Церкви на светскую жизнь
находилось тогда в состоянии кризиса,
обострившегося в связи с революционными
брожениями, которые в тот период обуревали
Европу. Этот кризис завершился
провозглашением Республики и ссылкой папы
Пия VI во Францию. Влияние Церкви на светскую
жизнь вновь утвердилось на короткий
промежуток времени при папе Пие VII, однако
вторжение Наполеона, который объявил Рим
вторым городом своей Империи, снова
изменило ситуацию. После многочисленных
превратностей судьбы Рим снова оказался во
власти папы в 1814 году. При понтификате Пия IX,
в эпоху Рисорджименто, город был охвачен
патриотическими и антиклерикальными
настроениями. В 1848 году был избран
парламент, который черех год провозгласил
создание Римской республики.Управление
перешло в руки триумвирата, возглавляемого
Джузеппе Мадзини, но вмешательство
французской армии восстановило
авторитарную власть папы.
В 1860 году, после провозглашения Королевства
Италии, власть пап была ограничена только
районом Лациума. Спустя 10 лет, после
знаменитого взятия Порта Пиа, французская
армия была изгнана из города, который был
присоединен к Италии и провозглашен
столицей королевства. Конфликт между
итальянским государством и Католической
церковью был урегулирован только 11 февраля
1929 года с подписанием Латеранских
соглашений. После Второй мировой войны,
когда Италия из монархии превратилась в
республику, Рим стал местом заседаний
итальянского парламента.
<вверх>
|
|