Виртуальная |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Италия |
| Замки | Мозаика | История | Национальная кухня | Статьи | |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Home - Италия - Неаполь | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Неаполь расположился на берегу залива полукруглой конфигурации, образованного вулканической активностью Флегрейских Полей и Везувия. Территория современного города была впервые колонизирована в VII веке до н.э. выходцами из Родоса. Тогда поселение называлось Парпенопея или Палеополис. Это был важнейший очаг греческой культуры в так называемой Великой Греции - эллинизированной Южной Италии. К востоку от первоначального городского центра, находившегося в районе Кастель дель Ово в V веке до н.э. сложился "новый город" - Неаполис, - основанный греками с Эвбеи. Крепость Маскьо Анджоино, иначе называемая Новым замком (Кастель Нуово), стоит у берега Неаполитанского залива, служа характерным символом города для путников, прибывающих с моря. Образуя в плане неправильную трапецию, она поставлена на высоких эскарпах и укреплена по периметру высокими зубчатыми башнями. Свое неофициальное название Маскьо Анджоино ("анжуйский муж") крепость получила в честь Карла I Анжуйского, возведшего ее в 1279-1282 гг. Впоследствии, при Альфонсе I Арагонском, в 1443-1453 гг. она была почти полностью перестроена тосканскими и каталонскими мастерами. Три башни главного фасада имеют следующие названия: Георгиевская, Средняя и Сторожевая. Между двумя последними башнями расположена знаменитая Триумфальная арка, один из блестящих образцов ренессансной архитектуры, следовавшей в этом случае древнеримским художественным традициям. Арка возведена в честь воцарения в Неаполе Альфонса I и состоит из нескольких ярусов. Нижний ярус украшен коринфскими колоннами и барельефом "Альфонс со свитой"; второй - фризом "Триумфальный вход Альфонса в Неаполь". Третий также снабжен аркой с ионическими колоннами, а четвертый имеет четыре ниши с аллегорическими статуями: Умеренность, Сила, Справедливость и Милосердие. Венчает композицию полуциркульный фронтон с аллегориями двух рек и, над ним, статуя Архангела Михаила, покровителя христианских государей - воинов. Над этой аркой трудился ряд замечательных мастеров: Франческо Лаурана, Доменико Гаджини, Исайя де Пиза и Пьетро ди Мартино. Замок
служил резиденцией Анжуйскому и
Арагонскому дворам; среди его именитых
жильцов были Папа Целестин V, Джотто,
Петрарка, Бокаччо, Карл V и др. В XVI - XVIII веках
замок не раз перестраивали, а в начале XX
века, в результате реставрации, ему был
возвращен облик XV века.
Оживленная площадь Триеста и Тренто, с современным фонтаном в центре, - пункт города, через который непременно проходят, или проезжают, посетители Неаполя. На нее выходит двухъярусный фасад церкви Св. Фердинанда, построенной по планам Конфорто в XVII веке с более поздними переделками. Некогда церковь принадлежала иезуитам и служила центром Братства Мадонны "Семи Скорбей". С южной стороны площадь соединяется с площадью дель Плебешито и фланкирована фасадом Королевского дворца, с восточной - ее замыкает знаменитый театр оперы и балета Сан-Карло (на фото - справа), один из лучших в Италии. Основанный по повелению Карла Бурбонского в 1737 году (на 40 лет раньше Ла Скала), сгоревший в 1816 году, он был восстановлен за полгода зодчим А. Никколини. Напротив театра - помпезный пассаж, Галерея Умберто. Крестообразная в плане, с выходом на четыре стороны и увенчанная ажурным куполом на восьмигранном барабане, она была закончена к 1890 году группой архитекторов (Э.Рокко, П. Бубэ, А. Курри и др.), став своеобразным памятником пышной эпохи. Здесь расположены дорогие магазины, бутики, кафе и рестораны.
Королевский дворец выходит главным фасадом на просторную площадь дель Плебешито, названную так в память референдума 1946 года, в результате которого пала итальянская монархия. Работы по сооружению дворца начал в 1600-х годах Доменико Фонтана. Заказчиком был испанский вице-король Дон Ферранто Руиз де Кастро, желавший к приезду своего сюзерена, Филиппа II, воздвигнуть резиденцию, достойную испанской короны. В начале XVIII века здание было расширено, а после пожара 1837 года его воссоздал с элементами неоклассики, Гаэтано Дженовезе. Протяженный фасад увенчан часами и звонницей. В его нижнем этаже в 1888 году Ванвителли устроил восемь ниш со статуями правителей Неаполя, владычествовавших здесь с 1140 года. Это - Роджер, Фридрих II Гогенштауфен, Карл I Анжуйский, Альфонс I Арагонский, Карл V, Карл III Бурбон, Иоахим Мюрат, Виктор Эммануил II.
В интерьере дворца - 17 залов, в основном, неоклассических, ампирных и необарочных, полных предметов искусства. Здесь располагается Придворный театр, построенный Дж.Фуга во второй половине XVIII века, огромная капелла, отделанная красочными камнями, с выставкой церковного искусства, гигантская терраса с фонтанами, а также Национальная библиотека со знаменитыми папирусами из Геркуланума. В 1717 году в этом дворце укрывался царевич Алексей - сын Петра I, увезенный отсюда в Россию на верную смерть. Неоклассическая базилика Св. Франциска Паоланского (покровителя Калабрии) формирует западную сторону просторной площади дель Плебисцито, украшенной дорической колоннадой и двумя конными памятниками - Карлу III Бурбону и Фердинанду I. Замысел площади принадлежал неаполитанскому королю Иоахиму Мюрату, решившему создать, с поистине наполеоновским размахом, форум Мюрату. Однако, завершена была площадь базиликой Сан Франческо ди Паола (архитектор П. Бьянкини, 1817-1846 гг.), поставленной Фердинандом I Бурбоном в благодарность Богу за избавление королевства от узурпатора. Конфигурация базилики воспроизводит, в уменьшенных формах, римский Пантеон. Ее портик с посвятительной надписью на латыни увенчан фигурами св. Франциска Паоланского, Веры и св. Фердинанда Кастильского. Церковный зал с балконами и портьерами напоминает театр. Площадь Джованни Бовио представляет собой шумный перекресток трех улиц. В центре площади находится фонтан Нептуна с трезубцем и морскими чудовищами работы архитектора Доменико Фонтана (XVII в.). Особенно хороши львы с гербами, добавленные К. Фанциго к первоначальному проекту. На площадь выходят импозантные здания, самое внушительное из которых - Торговая палата (архитектор - А. Гуэрра, конец XIX века). По краям эклектичного фасада с колоннами, кариатидами и высоким аттиком - небольшие ростральные колонны. С левого торца в здание Торговой палаты встроена древняя капелла Сант Аспрено аль Порто, основанная в VIII веке на месте римских бань и полностью переделанная в XVII веке.
Солнечная средиземноморская атмосфера Неаполя наилучшим образом ощутима на его морских набережных и кварталах, выходящих к заливу. Рядом с портом Саннадзаро расположена одноименная площадь со сквером, пальмами и затейливым фонтаном, изображающим Русалку с дельфинами и морскими конями.
Улица Партенопе, застроенная доходными домами и дорогими отелями, выводит к набережной Борго Маринаро и живописному порту Санта Лючия. Здесь расположены небольшие и уютные рыбные ресторанчики, а лодки и катера придают этой местности налет романтики.
В конце улицы Партенопе находится трехарочный фонтан "Иммаколателла" ("Непорочного Зачатия Девы Марии"), поставленный в 1601 году и скульптура П. Бернини. Отсюда открывается прекрасный вид на залив и Везувий.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сopyright (C) 2000-2013 Гольверк Ася, Хаймин Сергей |