|
Венеция
Собор Святого Марка
Этот
памятник соединил в себе политическую,
общественную и религиозную историю
Венецианской Республики. Собор был
построен в 829 году в эпоху правления дожа
Джустиано Партечипацио для хранения
останков евангелиста Святого Марка,
который стал единственным покровителем
города. После пожара 927 года базилика была
вновь отстроена в 1043-1071 годах дожем
Доменико Контарини.
Нижняя
часть фасада длиной в 51,8 метра, немного
выдвинутая вперед, состоит из пяти арочных
пролетов, с колоннами, украшенными
восточными капителями. Средняя арка шире
других. Полукружия арок порталов покрыты
мозаикой. Между арками находятся
прекрасные византийские барельефы XII века,
изображающие Деву Марию, Св. Георгия, Св.
Дмитрия и др. Вся нижняя часть покрыта
террасой, окруженной балюстрадой. В верхней
части - пять арок, покрытых мозаикой,
украшенных фантастическими готическими
шпилями. Центральная арка шире других арок
и застеклена, через нее поступает свет в
собор. На венчающем элементе фасада
выявляются пять круглых свода в восточном
стиле XIII века.
На
террасе, перед застекленным центральным
арочным пролетом установлены четыре
знаменитых бронзовых коня, которые одно
время были позолочены. Это греческий шедевр
IV-III веков до нашей эры, который
приписывается Лисиппу. Эти кони были
привезены в Венецию из Константинополя
дожем Энрико Дандоло в 1204 году и были
установлены на террасе в 1250 году. В
последнее время реставрировались для
сохранения целостности бронзы. Оригиналы,
хранящиеся в настоящее время в музее собора,
были заменены копиями.
Из
центрального портала можно попасть в атрий
- прекрасную галерею цветной мозаики. Он
разделен на арочные пролеты с куполом. У
стен установлены мраморные колонны
различного происхождения, некоторые,
возможно, были доставлены из храма Соломона
в Иерусалиме. Мозаики, украшающие арки,
полукружия и купола, изображают эпизоды
Старого и Нового Завета, а также эпизоды из
истории Ноя и Всемирного потопа. Они
выполнены венецианскими мастерами XIII века.
 Трехнефный
интерьер собора разделен арочными
пролетами на мраморных колоннах с
позолоченными капителями. Клирос по
восточному обычаю был отделен от храма
иконостасом, украшенным полихромным
мрамором, в восемью колоннами,
поддерживающими архитрав, на котором
установлены статуи Девы Марии и Апостолов.
Мраморный пол в некоторых местах выложен
мозаикой и неровен из-за оседания грунта, в
который вбиты сваи и на котором высится
собор.
В одной из
капелл хранится Мадонна Никопея (Победоносная),
византийская икона Х века, которая была
привезена в Венецию после четвертого
крестового похода в 1204 году.
Главный
алтарь собора хранит останки евангелиста
Марка в урне за решеткой. Над главным
алтарем установлен настоящий
средневековый ювелирный шедевр - Пала дОро
("Золотой образ"). В 978 году дож Пьетро
Орсеоло заказал этот алтарь мастерам
Константинополя. В 1105 году он был переделан
по заказу дожа Орделаффо Фальеро, а в 1209
году дополнительно обогащен византийским
золотом и эмалью. Произведение длиной 3,4
метра и шириной 1,4 метра богато украшено
диамантами, изумрудами, рубинами, топазами.
В
центре Баптистерия находится крестильная
купель, выполненная Тицианом Минио,
Дезидерио да Фиренце и Франческо Сегала в XV
веке по рисунку Якопо Сансовино. Сегало
принадлежит также и статуя Св. Иоанна
Крестителя. Здесь среди могил знаменитых
дожей находится и могила Якопо Сансовино.
Гранитная плита финикийского
происхождения, на которой стоит алтарь,
возможно, является той плитой, с которой
проповедовал Христос. Мозаика, покрывающая
стены, своды и купола, выполнена
венецианскими мастерами в XIV веке и
изображает эпизоды из жизни Крестителя и
Иисуса Христа.
Продолжение
<вверх>
|
|