|
Археологический
музей в Помпеях.
История
недавнего времени видится нам сплошной
линией. Чем глубже опускаешься в прошлое,
тем тоньше становится эта линия, постепенно
превращаясь в пунктир… Лишь порою до нас
доходит запечатленный вещественно Миг
Истории.
24 августа 79 года нашей эры начиналось, как
обычный день. В городе Помпеи парило уже с
утра, облака скапливались над вершиной
Везувия - мирной зеленой горы, замыкавшей
долину у моря. Наступило время сбора плодов,
было людно в садах, шумел рынок.
Земля вздрогнула. Сквозь белые облака
явственно проступил клуб дыма, который стал
быстро расти, закрывая небо… Вулкан
ворочался во сне и раньше - неоднократно на
памяти жителей города, - но никогда не
просыпался, поэтому паника охватила город
далеко не сразу.
Становилось все темнее, облако растянулось
от вулкана до города, по улицам и крышам
защелкал горячий град камешков, их стал
заливать серый ливень пепла… Самые
осторожные стали собирать ценные вещи. Но и
среди них далеко не все кинулись на берег
моря и наняли лодки. Большинство жителей
осталось в городе. Боязливые только
спустились в подвалы или просто закупорили
поплотнее окна.
Между тем черная туча заволокла все небо,
воздух стал почти непригоден для дыхания, а
слой раскаленных камешков поднялся уже
выше окон первого этажа. И тогда те, кто
остался в живых, выбирались через крыши и в
темноте, под раскаленными вихрями
вулканического пепла, пытались двигаться к
морю. Серые фигуры в черной пустыне, которая
еще утром была солнечным богатым городом…
Тьма рассеялась лишь спустя трое суток. К
тому времени Помпеи лежали под
шестиметровым слоем камней и пепла. Там
остались и шестнадцать тысяч горожан -
четыре пятых населения. Спаслись лишь те,
кто добрался до моря. Да и то - только в
первые часы бедствия.
Раскопки в Помпеях начались еще в XVIII веке.
Местоположение города было известно, а
жилые кварталы Неаполя подошли так близко,
что на раскопки ездили… на извозчике. И
оказалось, что раскаленный пепел, погубив
людей, цинично и безжалостно сохранил их
мир: дорогу и улицы, стены расписанных
фресками домов, посуду, украшения,
инструменты, мебель, детские игрушки…
В те времена раскопки заключались всего
лишь в охоте за ценностями и произведениями
искусства. Они велись хаотически,
варварскими методами. И лишь в середине XIX
века раскопками стал руководить ученый.
Профессор Джузеппе Фиорелли поставил себе
целью раскрыть раскопками весь город -
улицу за улицей, квартал за кварталом, дом
за домом, определить положение каждой из
находок, реконструировать ее роль в жизни
каждого дома. И воссоздать погибшее в одно
мгновение утро 24 августа 79 года.
День за днем рабочие снимали слой
окаменевшего вулканического пепла. Не
дойдя четырех метров до уровня помпейской
мостовой, кирка одного из них провалилась в
пустоту. В пепле обнаружился пузырь воздуха
странной формы. Пустота находилась как раз
на границе слоя камешков и слоя пепла.
…Когда-то здесь человек, оставшийся в живых
после каменного дождя, выбрался из своего
дома через крышу и попытался спастись, - но
был засыпан раскаленным пеплом. Жар сжег
органические ткани, пепел затвердел со
временем, - и осталась полость, след
человеческого тела.
Фиорелли приказал рабочим приготовить
жидкий гипс и залить в полость. Затем
вулканическую породу осторожно убрали, и
сердца присутствующих сжались от
неожиданности и … от настоящей
человеческой скорби и сопереживания. Перед
археологами предстала гипсовая статуя
человека, облик которого сохранился
настолько, что на лице явственно читалась
гримаса боли.
С тех пор были найдены уже более сотни таких
негативов людей. Живые люди приезжают сюда (как
и в XVIII веке, через Неаполь) не только
посмотреть на находки в витринах, замощение
улиц и первые этажи древних домов, но и на
статуи ушедших в небытие. Многие из них
широко известны - двое влюбленных,
укрывающих друг друга в последнем объятии,
легионер, погибший на посту…
Одна из самых красноречивых находок этого
рода была обнаружена в конце шестидесятых
годов ХХ века, когда археологи занимались
раскопками на окраине Помпей, у ворот,
ведущих к морскому берегу. Зная, что этим
путем пытались спастись последние
оставшиеся в живых, рабочие осторожно
простукивали слой вулканической породы,
прежде чем снять очередные несколько
сантиметров. Полости начали встречаться
одна за другой.
…Их было тринадцать человек, три семьи.
Жили они где-то на окраине, в своих домах, а
прятались вместе - в доме побогаче и
покрепче. Этот дом был исследован
археологами несколько ранее. Судя по
составу находок, хозяин его был торговцем
средней руки. Главы двух других семей были,
наверное, землепашцами - они, в основном, и
населяли предместья.
Когда слой горячих камней подобрался к
крыше, люди поняли, что шанса спастись,
оставаясь в доме или подвале, нет. Они
выползли наверх и побрели, увязая в крошеве
камня. Первый идущий нес мешок с продуктами.
Наверное, это был раб или слуга торговца. Он
упал у самых ворот, прижимая к себе поклажу.
Затем раскаленный дождь разом смел большую
часть идущих. Двое детей лежали, взявшись за
руки, их родители - в двух шагах сзади. Такая
же участь постигла и остальных. Одна из
женщин упала, прижимая ко рту платок.
Торговец - человек, несший с собою деньги и
ценности - шел последним. Гипсовая статуя
донесла до нас облик человека, который не
сдавался до конца. Он полусидит, упираясь
руками в камни, стараясь прикрыть от пепла
жену с младенцем на руках… Все они успели
отойти от дома метров на тридцать. И
остались там - скульптурами в музее
археологии Помпей под открытым небом.
Таков он, миг истории. Мало было в ней как
более, так и менее жестоких мгновений.
Мегатис
<вверх>
|
|