Виртуальная |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Германия |
| Замки | Мозаика | История | Национальная кухня | Статьи | |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Home - Германия - История | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Церковь в руках людей светских. С Х века упадок центральной власти и зарождение феодального строя грозят церкви опасными последствиями. Обещая защищать церковь, власть имущие присваивают себе ее богатства, распоряжаются не без выгоды аббатствами и епископствами, раздают звания прелатов членам своей семьи. Церковь полностью попадает в руки светских владык. Со своей стороны некоторые священники, привлеченные материальными благами, оценивают ту или иную должность или сан соответственно выгоде, которую она может принести. Они без колебания покупают и продают церковные должности, требуют оплаты за совершение богослужений - эта практика известна как симония. Число священников, имеющих призвание свыше, стремительно падает. Многие женаты или имеют сожительницу, а архиепископ Реймса Манасса и вовсе сожалеет, что в его обязанности входит служение мессы. Само папство стало объектом соперничества между римскими семьями. В течении первой половины Х века сенатор Теофилакт и его дочь Мароция возводят и низлагают пап. Веком позже один из графов борется за папский престол до тех пор, пока император Генрих III в 1046 году не наводит порядок. Ростки церковной реформы. При таком положении вещей в первой половине XI века появляются первые очаги реформы. Знаменитый епископ-аскет Петр Дамиани, ставший в 1057 году кардиналом, резко осуждает пороки тогдашнего духовенства. Его последователи изобличают симонию. Постепенно рождается идея, что для того, чтобы выйти из кризиса, церковь должна избавиться от засилья светских людей. Благодаря этому в Х веке был основан монастырь в Клюни, аббаты которого возглавили Клюнийское движение за реформу монашеской жизни и церкви. Церковь должна обрести свободу, для чего необходимо четкое различие между духовенством и светскими людьми, их обязанностями и образом жизни. Светским людям остается брак, который к концу XI века становится настоящим социальным институтом, а духовенству, посвятившему себя служению Богу, - целибат, обязательное безбрачие. Образ жизни последних должен соответствовать жизни монахов в бедных общинах. Кроме того, было необходимо, чтобы реформа церкви была всеобщей и исходила от папы, наместника Бога на земле. С 1046 года императоры возводят на папский престол людей достойных, выходцев из лотарингских реформаторов. Папа Григорий VII. 13 апреля 1059 года папа Николай II обнародовал декрет, согласно которому папу имели право выбирать только кардиналы римской церкви. Освобожденное после императорской опеки папство может приняться за реформу церкви и, прежде всего, за посвящение в епископы. Эта миссия возложена на бывшего монаха Гильдебранда, ставшего архиепископом римской церкви и бывшего в течение 15 лет советником пап-реформаторов. Он взошел на папский престол 22 апреля 1073 года и взял имя Григорий VII. Будучи авторитетной личностью, полностью поглощенной служению Богу (его назовут "слуга слуг Божьих"), он считает, что свобода церкви требует строгого и централизованного управления. В 1075 году на римском синоде папа Григорий VII запретил светским властям осуществлять назначение епископов, то есть лишил их права на инвеституру, а также запретил духовенству получать какие бы то ни было должности из рук светских владык. Действия Григория VII вызвали протест Генриха IV, который объявил папу узурпатором и лжемонахом. Григорий VII ответил на это церковным проклятием, освобождая подданных от присяги, принесенной Генриху IV. Унижение в Каноссе. Борьба еще более разгорается, когда Генрих IV назначает своего капеллана епископом Милана. Григорий VII отлучает короля от церкви. Генрих смещает папу, а тот, в свою очередь, в феврале 1076 года - короля. Немецкие принцы поддерживают папу и хотят сменить короля. Генрих IV отказывается подчиниться. Но сдается, исповедуясь в замке Каносса, деревушке на севере Италии. Там в январе 1077 года Григорий дает ему отпущение грехов. Генрих пытается возобновить борьбу. Тогда Григорий снова отлучает его и признает нового короля, избранного немецкими принцами. Но 25 июня 1080 года немецкие епископы низлагают Григория и избирают антипапу Климента III. Генрих IV захватывает Рим, где 31 марта 1084 года Климент III коронует его императором, в то время как Григорий VII спасается бегством. Он умер в Салерно в 1085 году. Конфликт продлится еще около 40 лет, до тех пор пока в 1122 году Генрих V, сын Генриха IV, не заключит с папой Каликстом II Вормсский конкордат, который обеспечивал императору право участвовать в избрании епископов и аббатов. Церковь - глава христианства. В 1139, 1179 и 1215 годах Латеранские соборы регламентируют жизнь церкви и руководство верующими, определяют церковную дисциплину, обязанности верующих, порядок богослужения и церковные обряды. Церковь отстояла свое право руководить христианством. "Рим - глава мира", - утверждает собор в 1139 году. Но Фридрих I Барбаросса, начиная с 1155 года, снова пытается прибрать к рукам духовенство. Утверждая, что он получил свою власть от Бога, объявляет о своем праве править миром и попытается установить власть в Италии. Он столкнется с папой, защитником северных итальянских городов, объединившихся в северную Ломбардскую лигу. В борьбе с лигой император Фридрих в 1176 году терпит поражение при Леньяно и подписывает в 1177 году договор в Венеции, в котором признает суверенность папы в делах церкви и отказывается поддерживать антипап. План восстановления верховенства императора над папством не состоялся. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сopyright (C) 2000-2013 Гольверк Ася, Хаймин Сергей |