Собор Парижской
Богоматери
Нотр-Дам - Собор Парижской Богоматери -
построен на месте христианской базилики,
сменившей, в свою очередь, древнеримский
храм. Его строительство было предпринято
епископом Морисом де Сюлли в 1163 году и
началось с хоров.
Потребовались
целые годы, чтобы возвести нефы, и, наконец,
в 1200 году, уже при епископе Эде де Сюлли, был
закончен фасад, хотя строительство башен
продолжалось вплоть до 1245 года.
Затем,
под руководством архитектора Жана де Шелля,
приступили к постройке капелл в боковых
нефах и хорах. Около 1250 года был закончен
фасад с северной стороны трансепта, тогда
как строительство фасада с южной стороны
началось лишь 8 лет спустя. Можно сказать,
что собор был завершен к 1345 году.
Разрушения,
вызванные временем, людьми, трагедиями
бесконечных войн, в течение многих веков
искажали первоначальный облик церкви,
особенно во времена Французской революции,
когда в 1793 году она была под угрозой сноса;
ее спасло от этого посвящение богине Разума,
культ которой ввел Робеспьер. Впоследствии,
в 1802 году, церковь вновь была освящена, как
раз к моменту торжественной коронации
Наполеона I папой Пием VII в 1804 году.
окончательная реставрация церкви была
осуществлена Виолле-ле-Дюком с 1844 по 1864 гг.,
а в 1871 году она чуть не погибла от пожара.
Мощный
и величественный, в идеальной гармонии
стиля и формы, фасад собора разделен по
вертикали пилястрами на три части, а по
горизонтали - галереями на три яруса, из
которых нижний имеет три глубоких портала.
Над ними идет аркада, называемая Галереей
Королей, с 28 статуями, представляющими
королей Израиля и Иудеи. Народ, который
видел в них образы французских королей,
низвергнул их в 1793 году, но впоследствии они
снова заняли свои прежние ниши.
В
центральном ярусе находится ажурное окно-розетка
1220-1225 гг., диаметром около 10 метров.
Скульптурный декор центрального яруса
образуют статуи Девы Марии с младенцем в
окружении ангелов. Выше идет галерея из
узких, переплетающихся вверху аркатур,
объединяющая две боковые башни, которые так
и не были завершены.
Здесь
Виолле-ле-Дюк дал волю своей фантазии: он
создал ирреальный мир химер - демонов,
смотрящих иронично и задумчиво на
раскинувшийся внизу город; фантастических
и чудовищных птиц; гротескных фигур злобных
монстров, выглядывающих из самых
неожиданных точек.
 На
центральном портале - изображение
Страшного Суда.
На пилястре, разделяющем портал на две
части - фигура Христа, а в проемах - панно с
изображениями, олицетворяющими Пороки и
Добродетели, а также со статуями апостолов.
В изгибе арки - сцены Небесного Суда, Рая и
Ада.
Тимпан
с изображением Страшного Суда разделен по
горизонтали на три части. В верхней - фигура
Христа в окружении Богоматери, Св. Иоанна и
ангелов с символами Страстей Господних.
Внизу, с одной стороны, расположены
избранники, заслуживающие спасения, а с
другой - проклятые, влекомые к последнему
возмездию. В самой нижней части - сюжет
Воскресения.
 Правый
портал, называемый порталом Св.Анны,
построен между 1160 и 1170 годами. На нем -
рельефные изображения XII-XIII веков; на
пилястре - статуя Св.Марселя, парижского
епископа V века.
Продолжение
<вверх>
|