Виртуальная |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Франция |
| Замки | Мозаика | История | Национальная кухня | Статьи | |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Home - Франция - Замки | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Замок Каркассон. Франция со своей историей, культурой и обрядами всегда притягивала к себе. Так много пересеклось в этой удивительной, необыкновенно интересной стране. Но во Франции есть необычное, мистическое (а оттого еще более притягивающее) место - Лангедок. Эта область находится на юге страны, на границе с Испанией. Этот удивительно богатый, разнообразный и плодородный край издревле находился на пересечении двух великих военных (а позднее и торговых) путей от Средиземноморья до Атлантики через Аквитанию и из Иберии в сердце Европы. Как ни странно, но именно эта благодатная область таит в себе множество тайн. К одной из них мы и попытаемся приблизиться. В самом сердце Лангедока находится уникальная структура военной и оборонительной архитектуры - замок Каркассон, точнее - не замок, а цитадель или огромная крепость. Зрелище, представавшее перед глазами воинов, купцов и путешественников, поражало своей мощью и силой, великолепием и грандиозностью. Эта крепость могла вместить в себя десять обычных (по тем представлениям) замков. Но оказывалось, что это не изолированная крепость, а город с фортификациями каких не видел путешественник того времени, возвышающийся над рекой Од, и оттого еще более мощный и неприступный. Река отделяет Верхний город с его исторической частью от Нижнего. Последний, современный город, невелик (его население составляет всего 46 тысяч жителей). Мне довелось побывать в этом знаменитом городе, который издавна называют «Пиренейскими воротами». Соприкоснувшись с его историей, я ходил, как завороженный, по его улицам и фортификационным сооружениям. Ни одна крепость, ни один замок не обладал такой мощной 2-хрядной 3-хкилометровой стеной с пятьюдесятью двумя башнями, один вид которых заставлял трепетать любого. Это был последний реликт века гигантов, ушедших в небытие. Каркассон. Это - «книга в камне», в которой прослеживаются история каждой эпохи и по которой можно наилучшим образом изучать историю военного зодчества от древних римлян до XIV века. Римляне обосновались здесь во II веке до Рождества Христова, воздвигнув укрепленный лагерь небольшого размера на месте древнего кельтского городища племени вольсков. Далее первоначальное поселение расширялось, выстраивая все новые оборонительные сооружения. В документах Римской империи город упоминается уже в 20 году до Р.Х. Последующие четыре столетия - время мира и благоденствия для Каркассона. После падения Рима, город был захвачен вестготами. Именно Каркассон в течение 300 лет был их огромной «штаб-квартирой» до 725 года. За эти триста лет вестготы смогли восстановить и модернизировать крепостные стены цитадели. Но в 725 году неожиданный поход сарацин подорвал влияние вестготов, вытеснив их из собственного центра - Каркассона. Именно с сарацинами связано много легенд цитадели. Одна из них касается Карла Великого, который в течение пяти лет блокировал крепость, пытаясь уморить город голодом. По легенде, которую Вам расскажет любой каркассонец, супруга мусульманского царя Балаака, прозванная Дамой Каркас, после голодной смерти гарнизона, защищала крепость в одиночку. Она смастерила с десяток кукол-солдат и в течение нескольких дней обстреливала позиции штурмующих. Напоследок, скормила оставшееся зерно последней свинье, которую и сбросила к подножью башни. Живот свиньи распоролся, и воины увидели зерно. Карл Великий был ошеломлен этим и приказал снять осаду с города. Дама Каркас была вне себя от радости. Она принялась играть на трубе, тем самым, поддразнивая франков и их императора. Карл не слышал этих победных звуков, но его оруженосец сказал ему: «Сир, Каркас зовет Вас» (“Sire, Carcas te sonne”). Так, по легенде, родилось название крепости - Каркассон. Правда, мне никто не ответил, как это в умирающем осажденном городе сохранилось зерно и свинья? Легенда, знаете ли! Так это было или нет, но сейчас любой может лицезреть бюстовое изображение Дамы Каркас на одной из колонн моста перед Нарбонскими воротами. После смерти Карла Великого его империю стали сотрясать дробления, и феодальный суверенитет привел к тому, что Лангедок постепенно приобрел независимость. В начале XIII века эта местность не входила в состав Французского королевства, имела протяженность от Аквитании до Прованса и от Пиренеев до Керси. Итак, фортификации вестготов и франков воздвигались все дальше от первоначальной римской кладки, кое-где подмяв ее под собой. Вторая стена, возникшая позднее, была смертельной ловушкой для тех, кто пытался захватить город, - оказавшиеся между двумя стенами уничтожались градом камней и стрел. Расстояние между башнями внутренней и внешней стен располагались на длину полета стрелы. С постоянным усовершенствованием стрелкового оружия «смертельная ловушка» становилась все более гибельной. Управляли Лангедоком дворянские династии, самыми влиятельными были графы Тулузские и клан Транкевелей. По своей значительности Лангедок с его культурой, терпимостью в вероисповедании, любовью к прекрасному, в частности к песням (это была страна трубадуров, которых здесь принимали очень почтительно - устраивались даже состязания трубадуров), не имел в тогдашнем христианском мире себе подобных. Каркассон достиг своего могущества при правлении могущественной династии Транкевелей, разбогатевших на торговле со Средним Востоком, которому они обеспечивали мирные торговые пути. Именно эта широкая, мирная и довольно прибыльная коммерция подготовила почву для возникновения в ХI веке в Лангедоке учения катар или альбигойцев (по названию местечка Альби на севере Лангедока). Этот поворот в истории послужит последующим политическим расколам, войнам, инквизициям и массовым избиениям жителей Лангедока.
Делом всей жизни клана Транкевелей стало строительство замка Комталь (замок в замке или шато по-французски) и базилики святого Назария. Именно эта церковь стала основным оплотом для учения катар, быстро разрастающегося в Лангедоке. Надо сказать, что течение катар (от греческого катарос - чистый) пришло с Балканского полуострова, с территории нынешней Болгарии. Их доктрина базировалась на основе восточной религии-дуализма, главными постулатами которой являлись, с одной стороны - существование Бога Добра, создателя всего духовного, с другой - дьявола, создателя материального мира, т.е. человека с его пороками, а, следовательно, и церкви. Основы учения были достаточно строги. Проповедники катар были аскетичны во всем; религию катар могли исповедывать только те, кто проходил «утешение» - единственное таинство, признанное сектой. Этих посвященных или «совершенных» в черных одеждах и высоких, остроконечных колпаках звездочетов и увидели жители Лангедока. Их аскетизм, отсутствие «материальной заинтересованности» резко бросались в глаза всем, кто видел разбогатевшие наделы христианской (католической) церкви в этом благодатном крае. Папская религия пошатнулась от столь явного противника. Римско-католическая церковь не пользовалась в Лангедоке особым уважением. В католических храмах иногда по несколько лет не служили мессы. Коррупция католических монахов отталкивали не только дворян, но и простых крестьян. Неудивительно поэтому, что в Лангедоке, в этом свободном крае, быстро распространилось новое, лишенное многих условностей, учение катар, или альбигойцев, или «вальденсов» (или лионских бедняков) - по имени купца Пьера Вальдо из Лиона, раздавший свое имущество, провозгласив общее равенство, бедность и аскетизм. Катары отрицали догмат о воскресении Христа, объявили обманом все христианские таинства, кроме собственного «утешения». Их любовь к природе вызывала одобрение у трудолюбивого и благодушного населения. Транкевели, построившие к 1130 году замок Комталь, управляя по-королевски 20 тысячным населением, смотрели «сквозь пальцы» на разрастающееся влияние альбигойцев. Их благосклонность, в чем-то и мягкосердечие, сыграет позже с одним из Транкевелей злую шутку. В замке Комталь Транкевели впервые использовали «машикули» - укрытие обороняющихся (деревянные галереи), которые позволяли вести бои, при этом, наблюдая за подножьем стен, под которыми часто делали подкопы, при этом оставаясь защищенными. Это новшество военной архитектуры было заимствовано другими замками Европы. Кроме того, вход в шато Комталь закрывал полукруглый барбакан (еще одно оборонительное сооружение с Башней), построенный перед оборонительным рвом и мостом в замок. Ров чаще всего был заполнен водой. Еще один наружный барбакан был еще более смертельной ловушкой, нежели внутренний ров между двумя стен перед Нарбонскими воротами. Он располагался со стороны реки и представлял собой участок стены, казавшийся более доступный, чем другие. Но тех нападавших, кто осмеливался перелезть через его стену, ждал огромные круглые камни, которые защитники выкатывали с высокой стены и бросали прямо на головы несчастных. Это был дьявольский мельничный жернов, оставлявший после себя только кашу из тел и оружия. Как видите, Каркассон с его фортификациями создавал впечатление неприступной твердыни. Но так ли это было? В начале XIII века Папа Иннокентий III, обеспокоенный всевозрастающим влиянием катар, боясь потерять свою «паству» в Лангедоке, отправляет туда миссионерскую делегацию во главе с соглядатаем, испанским монахом Домиником Гусманом. Но все попытки католических монахов напрасны. Они убеждаются, что «катарская ересь» уже охватила огромную территорию: гг. Альби, Тулуза, Фуа, Каркассон, Монсегюр. Их взору представляется не райское место, а «адское пекло». Ведь не только «совершенные», но и простые крестьяне уже твердят, что «мир существует вечно, он не имеет ни начало, ни конца». Одна из основных заповедей альбигойцев гласит: «Не проливай крови!». Это повергает католиков в бешенство, они признают, что это ересь! Но еще большее недовольство папской миссии вызывают слова катар о кресте: “Крест - это не символ веры, а орудие пытки. Древний Рим распинал людей, и первые христиане не верили в крест!”. Это уже переполнило чашу терпения католиков. Миссия возвращается обратно в Рим ни с чем. Доминик Гусман, насмотревшись на катар, в противовес их аскетизму создает орден под своим именем (доминиканский), еще более суровый и аскетичный. В 1209 году в Лангедок, в Каркассон отправляется папский легат Пьер де Кастельно, который был убит одним из дворян из свиты графа Тулузского. Его последующая смерть - последняя капля терпения Иннокентия III и папской курии. Папа объявляет Крестовый поход против еретиков и обращается за помощью к французскому королю Людовику IХ Святому. Транкевелей, как и многих других состоятельных людей Лангедока, возмущают мирские притязания церкви, продажа индульгенций и прочее «разложение католиков», поэтому они проявляют интерес и сочувствие к катарам. Альбигойцы нашли достойного защитника своей веры в лице графа Раймунда-Роже Транкевеля. Крестовый поход северных баронов включал 200 тысяч человек, из них 20 тысяч рыцарей. Папа предоставляет возможность захвата земель в собственность рыцарей, поэтому это был поход не только ради веры, но и ради наживы. Раймунд-Роже Транкевель, получив известие о Крестовом походе, узнает, что их армия в местечке Безье уничтожила 20 тысяч крестьян. Там, во время бойни один из воинов обратился к папскому легату аббату Арнольду из Сито: «Как распознать где католик, а где еретик?». На что получает поистине христианский ответ: «Убивай всех, ибо Господь узнает своих!». Граф Транкевель издает указ: «Предлагаю город, крышу, хлеб и мой меч всем, кто преследуем, кто остался без города, крыши или без хлеба». В Каркассоне собираются сотни катар и их последователей. 1 августа 1209 года крестоносцы подошли к Каркассону и расположились у реки Од, тем самым, отрезав город от воды. Началась осада. Крестоносцы начали выкатывать осадные орудия, одним из которых был страшный требушет. Это осадное орудие могло метать камни весом 10 кг и больше на расстояние, примерно, до 800-1000 метров. Осаждающим удалось даже прорвать оборону Каркассона, сломав один участок стены, но защитники цитадели, в момент торжества крестоносцев, выбили их из захваченного пролома в обороне. Транкевель и его люди оказали мощное сопротивление, несмотря на десятикратное численное превосходство осаждающих. Прошло 12 дней и ночей осады, когда в Каркассоне закончилась последняя вода. Тогда Транкевель выехал под белым флагом в лагерь врага для переговоров, но, несмотря на рыцарский кодекс чести, Раймунд-Роже был схвачен и по приказу барона Симона де Монфора был заключен под стражу. Так Каркассон из-за отсутствия воды и измены быстро перешел в руки врага. Заключенный в цепи, граф Транкевель был посажен в темницу своего собственного замка Комталь, где, не выдержав испытаний и голода, скончался уже через три месяца. Его владения и титул захватил его враг, предводитель Крестового похода барон Симон де Монфор, который превратил Каркассон в свою «штаб-квартиру». После он захватил десятки катарских поселений Лангедока за короткое время, как говорили «на одном дьявольском дыхании». В 1218 году крестоносцы осадили Тулузу, но при осаде ее был убит Симон де Монфор. Существует версия, что камень, который метко попал в него, был выпущен женщинами Тулузы. Замечу, что матерью графа Раймунда-Роже была графиня Тулузская. В Каркассоне в замке Комталь сохранилась плита с изображением осады Тулузы и смертью Симона де Монфора. В 1233 году он направил своих агентов в Каркассон для разоблачения еретиков. Таким образом, цитадель стала «крепостью инквизиции». Доминик Гусман и его доминиканский орден стали военной силой Святой инквизиции в Лангедоке. После более 30 лет непрекращающихся войн, избиений дворянства и простого люда, Лангедок представлял собой плачевное зрелище. Поля не паханы, города, деревни, замки разрушены; страна веселых трубадуров превращается в край вечных католических похоронных процессий. Остается последняя «цитадель веры «совершенных» - замок Монсегюр, расположенный на крутой отвесной скале. С ним связаны последние молитвы всех, кто признавал катарские взгляды. Но и Монсегюр «падает» в 1244 году. Рим с его религией побеждает. Но еще четыреста лет инквизиция будет проводить «акты очищения от скверны». Король Филипп Смелый, сын Людовика Святого, для этого даже приказал построить в 1280 году башню Инквизиции в Каркассоне. Но катарская «ересь» полностью не была уничтожена. Мы вернемся к этому, любезный читатель, во втором очерке о тайнах Лангедока. Защитные сооружения Каркассона сыграли решающую роль и в Столетней войне, когда Черный принц, сын короля Эдуарда III Английского, пытался захватить Лангедок. Но стены цитадели оказались ему «не по зубам». Однако по Пиренейскому договору XIII века, граница Франции была перенесена южнее, тем самым, сведя на нет стратегическую важность Каркассона. Начался упадок. К началу XIX века крепость была заброшена и разрушена. И только благодаря горячим призывам известного исторического писателя Проспера Мериме и общественному мнению, правительство Франции снова обращает «свой взгляд» на Каркассон. В 1844 году к его реставрации и реконструкции приступает знаменитый архитектор Виолет-ле-Дюк. Благодаря его энтузиазму уникальный памятник сохранен. Согласно некоторым свидетельствам, нескольким катарским священникам удалось избежать инквизиции, и тайно сохранить свою веру недалеко от Каркассона. Утверждают даже, что если бы Папа не объявил Крестовый поход, то эта религия распространилась бы в Европе повсеместно, а Каркассон мог стать вторым Римом. И все же Каркассон - это величайшее достижение военной архитектуры начала Средних веков. Мало какие замки и крепости могут сравниться с ним, разве что замок ордена иоаннитов Крак-де-Шевалье в Сирии и крепость Румелихисары в Стамбуле. Если Вам, уважаемый читатель, представиться такая же возможность, как и мне, побывать в Каркассоне, обязательно посетите цитадель днем и поздно вечером. Причем вечернюю прогулку начните со Старого моста XIV века через реку Од. Пройдите к подножью крепости и среди полной темноты и тишины, Вы услышите звук только своих шагов. А над Вами будет возвышаться громада Каркассонских стен и башен, умело подсвеченных. Представьте себя среди штурмующих эту неприступную твердыню и поверьте большего впечатления Вы не получите нигде! Каркассон не оставит Вас равнодушным. Уж поверьте мне. В Каркассоне часто снимают фильмы исторического и приключенческого жанра, в частности, "Робин Гуд - принц воров", "Мушкетер" и других. Алексей Слепухин, «Всемирный следопыт № 5 / 2002 год»
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сopyright (C) 2000-2013 Гольверк Ася, Хаймин Сергей |