|
Неаполь
Неаполь
расположился на берегу залива полукруглой
конфигурации, образованного вулканической
активностью Флегрейских Полей и Везувия.
Территория современного города была
впервые колонизирована в VII веке до н.э.
выходцами из Родоса. Тогда поселение
называлось Парпенопея или Палеополис. Это
был важнейший очаг греческой культуры в так
называемой Великой Греции -
эллинизированной Южной Италии. К востоку от
первоначального городского центра,
находившегося в районе Кастель дель Ово в V
веке до н.э. сложился "новый город" -
Неаполис, - основанный греками с Эвбеи.
Крепость
Маскьо Анджоино, иначе называемая Новым
замком (Кастель Нуово), стоит у берега
Неаполитанского залива, служа характерным
символом города для путников, прибывающих с
моря. Образуя в плане неправильную трапецию,
она поставлена на высоких эскарпах и
укреплена по периметру высокими зубчатыми
башнями. Свое неофициальное название
Маскьо Анджоино ("анжуйский муж")
крепость получила в честь Карла I
Анжуйского, возведшего ее в 1279-1282 гг.
Впоследствии, при Альфонсе I Арагонском, в
1443-1453 гг. она была почти полностью
перестроена тосканскими и каталонскими
мастерами.
Три башни главного фасада имеют следующие
названия: Георгиевская, Средняя и
Сторожевая. Между двумя последними башнями
расположена знаменитая Триумфальная арка,
один из блестящих образцов ренессансной
архитектуры, следовавшей в этом случае
древнеримским художественным традициям.
Арка возведена в честь воцарения в Неаполе
Альфонса I и состоит из нескольких ярусов.
Нижний ярус украшен коринфскими колоннами
и барельефом "Альфонс со свитой";
второй - фризом "Триумфальный вход
Альфонса в Неаполь". Третий также снабжен
аркой с ионическими колоннами, а четвертый
имеет четыре ниши с аллегорическими
статуями: Умеренность, Сила, Справедливость
и Милосердие. Венчает композицию
полуциркульный фронтон с аллегориями двух
рек и, над ним, статуя Архангела Михаила,
покровителя христианских государей -
воинов. Над этой аркой трудился ряд
замечательных мастеров: Франческо Лаурана,
Доменико Гаджини, Исайя де Пиза и Пьетро ди
Мартино.
 Замок
служил резиденцией Анжуйскому и
Арагонскому дворам; среди его именитых
жильцов были Папа Целестин V, Джотто,
Петрарка, Бокаччо, Карл V и др. В XVI - XVIII веках
замок не раз перестраивали, а в начале XX
века, в результате реставрации, ему был
возвращен облик XV века.
Со смотровой площадки замка открывается
вид на порт и залив.
Оживленная
площадь Триеста и Тренто, с современным
фонтаном в центре, - пункт города, через
который непременно проходят, или проезжают,
посетители Неаполя. На нее выходит
двухъярусный фасад церкви Св. Фердинанда,
построенной по планам Конфорто в XVII веке с
более поздними переделками. Некогда
церковь принадлежала иезуитам и служила
центром Братства Мадонны "Семи Скорбей".
С южной
стороны площадь соединяется с площадью
дель Плебешито и фланкирована фасадом
Королевского дворца, с восточной - ее
замыкает знаменитый театр оперы и балета
Сан-Карло (на фото - справа), один из лучших в
Италии. Основанный по повелению Карла
Бурбонского в 1737 году (на 40 лет раньше Ла
Скала), сгоревший в 1816 году, он был
восстановлен за полгода зодчим А. Никколини.

Напротив театра - помпезный пассаж, Галерея
Умберто. Крестообразная в плане, с выходом
на четыре стороны и увенчанная ажурным
куполом на восьмигранном барабане, она была
закончена к 1890 году группой архитекторов (Э.Рокко,
П. Бубэ, А. Курри и др.), став своеобразным
памятником пышной эпохи. Здесь расположены
дорогие магазины, бутики, кафе и рестораны.
Королевский
дворец выходит главным фасадом на
просторную площадь дель Плебешито,
названную так в память референдума 1946 года,
в результате которого пала итальянская
монархия. Работы по сооружению дворца начал
в 1600-х годах Доменико Фонтана. Заказчиком
был испанский вице-король Дон Ферранто Руиз
де Кастро, желавший к приезду своего
сюзерена, Филиппа II, воздвигнуть резиденцию,
достойную испанской короны. В начале XVIII
века здание было расширено, а после пожара
1837 года его воссоздал с элементами
неоклассики, Гаэтано Дженовезе.

Протяженный фасад увенчан часами и
звонницей. В его нижнем этаже в 1888 году
Ванвителли устроил восемь ниш со статуями
правителей Неаполя, владычествовавших
здесь с 1140 года. Это - Роджер, Фридрих II
Гогенштауфен, Карл I Анжуйский, Альфонс I
Арагонский, Карл V, Карл III Бурбон, Иоахим
Мюрат, Виктор Эммануил II.
В интерьере дворца - 17 залов, в основном,
неоклассических, ампирных и необарочных,
полных предметов искусства. Здесь
располагается Придворный театр,
построенный Дж.Фуга во второй половине XVIII
века, огромная капелла, отделанная
красочными камнями, с выставкой церковного
искусства, гигантская терраса с фонтанами,
а также Национальная библиотека со
знаменитыми папирусами из Геркуланума. В 1717
году в этом дворце укрывался царевич
Алексей - сын Петра I, увезенный отсюда в
Россию на верную смерть.
Неоклассическая
базилика Св. Франциска Паоланского (покровителя
Калабрии) формирует западную сторону
просторной площади дель Плебисцито,
украшенной дорической колоннадой и двумя
конными памятниками - Карлу III Бурбону и
Фердинанду I. Замысел площади принадлежал
неаполитанскому королю Иоахиму Мюрату,
решившему создать, с поистине
наполеоновским размахом, форум Мюрату.
Однако, завершена была площадь базиликой
Сан Франческо ди Паола (архитектор П.
Бьянкини, 1817-1846 гг.), поставленной
Фердинандом I Бурбоном в благодарность Богу
за избавление королевства от узурпатора.
Конфигурация базилики воспроизводит, в
уменьшенных формах, римский Пантеон. Ее
портик с посвятительной надписью на латыни
увенчан фигурами св. Франциска Паоланского,
Веры и св. Фердинанда Кастильского.
Церковный зал с балконами и портьерами
напоминает театр.
 Площадь
Джованни Бовио представляет собой шумный
перекресток трех улиц. В центре площади
находится фонтан Нептуна с трезубцем и
морскими чудовищами работы архитектора
Доменико Фонтана (XVII в.). Особенно хороши
львы с гербами, добавленные К. Фанциго к
первоначальному проекту. На площадь
выходят импозантные здания, самое
внушительное из которых - Торговая палата (архитектор
- А. Гуэрра, конец XIX века). По краям
эклектичного фасада с колоннами,
кариатидами и высоким аттиком - небольшие
ростральные колонны. С левого торца в
здание Торговой палаты встроена древняя
капелла Сант Аспрено аль Порто, основанная
в VIII веке на месте римских бань и полностью
переделанная в XVII веке.
Солнечная
средиземноморская атмосфера Неаполя
наилучшим образом ощутима на его морских
набережных и кварталах, выходящих к заливу.
Рядом с портом Саннадзаро расположена
одноименная площадь со сквером, пальмами и
затейливым фонтаном, изображающим Русалку
с дельфинами и морскими конями.

Улица Партенопе, застроенная доходными
домами и дорогими отелями, выводит к
набережной Борго Маринаро и живописному
порту Санта Лючия. Здесь расположены
небольшие и уютные рыбные ресторанчики, а
лодки и катера придают этой местности налет
романтики.
В
конце улицы Партенопе находится
трехарочный фонтан "Иммаколателла"
("Непорочного Зачатия Девы Марии"),
поставленный в 1601 году и скульптура П.
Бернини. Отсюда открывается прекрасный вид
на залив и Везувий.
Продолжение
<вверх>
|
|