|
О перевале Сен-Бернар
и сенбернарах.
"С одной
стороны там горы до небес, с другой -
вызывающие содрогание адские пропасти;
будучи близко к самим небесам, я был уверен,
что молитвы мои будут услышаны. "Боже, -
сказал я, - помоги мне возвратиться к своим
братьям и сказать им, чтобы они никогда не
являлись в это место мучений". Я достал
было чернильницу, чтобы нацарапать
несколько слов, но увы! В чернильнице был
лед, пальцы отказывались держать перо,
борода моя смерзлась, а дыхание
превратилось в длинное белое облако".
Так описал свой переход зимой через перевал
Большой Сен-Бернар Джон де Брамбл, монах из
Кентерберри. В самом деле, переход через
перевал на высоте 2469 метров всегда был
трудным и далеко не безопасным. Человек
должен был обладать немалой физической
выносливостью, чтобы подняться по плохим
дорогам на громадную высоту и выдержать все
тяготы пути. Последние километры дороги
проходят мимо гряды Комб-де-Мор - "Гребня
смерти" - сплошь покрытого следами мощных
лавин.
Крутая тропа выводила усталых путников на
перевал с большим ледниковым озером
посередине. На перевале постоянно дуют
ледяные ветры, и озеро затянуто льдом
двести - двести пятьдесят дней в году.
Постройки же Большого Сен-Бернара ютятся в
неглубокой скальной выбоине.
Некогда отряд римских легионеров нес здесь
постоянную службу, охраняя приют, где можно
было передохнуть, укрывшись от ледяного
ветра. С перевала шел не менее тяжкий спуск
в долину Аоста. В 12 году до нашей эры
император Август приказал проложить здесь
дорогу, по обочинам которой были врыты
верстовые столбы.
Был здесь когда-то и храм Юпитера. В музее на
перевале хранится множество статуэток
Юпитера Пеннинуса - покровителя путников и
пластинки из бронзы с обращениями к нему.
"Пеннинусу, чтобы он позволил мне
проехать и возвратиться обратно. От Марка
Юлия". Или: "Великому и доброму Юпитеру
Пеннинусу". Так пытались легионеры и
торговцы задобрить владыку дорог и
перевалов.
В средние века порядка на перевале
поубавилось, на подходах к нему
обосновались шайки грабителей. В Х веке
перевал был захвачен маврами, но вскоре
местные жители изгнали незваных гостей с
перевала. Эту кампанию возглавил священник
Бернар из Ментоны, впоследствии основавший
на перевале монастырскую обитель.
Монастырь горел, но некоторые из его
построек X-XII веков целы и по сей день. А
главный храм обители построен в XVII веке, и
славится эта церковь своим убранством -
шедевром резьбы по дереву - и… вечным
холодом.
Дорогу на перевал с осени обозначали
шестами, которые зимой чуть выглядывали из-под
снега. Тропу старались прокладывать по
местам, менее всего подверженным опасности
внезапного схода лавины.
Через перевал проходили не только одиночки,
но и торговые караваны, и целые армии.
Впрочем, едва ли это уменьшало тяготы
перехода. В мае 1800 года через Большой Сен-Бернар
в Италию прошел Наполеон с сорока тысячами
солдат. Даже в солнечном мае с начиная
высоты 2000 метров в горах лежал снег. Пушки
снимали с колес и волокли на санях, в
которые впрягались по сотне человек.
Тягловый скот этого бы не вынес. Сам
Наполеон едва не погиб при подъеме к
перевалу - его мул оступился над пропастью,
и проводник - швейцарец из Вале - едва успел
подхватить первого консула.
Понятно, что численность отряда никак не
могла служить защитой от лавин. В середине
XVI века внезапная лавина погребла целый
отряд швейцарских солдат, направлявшихся в
Италию. В 1774 году подобная ей лавина накрыла
группу из двадцати торговцев. Список жертв
"белой смерти", к несчастью,
пополняется и в наши дни…
Но в наши дни все эти ужасы можно перенести
только по собственному желанию. Под горным
массивом Большого Сен-Бернара, меж городами
Бурк-Сен-Пьер (в Швейцарии) и Сен-Реми (в
Италии) прорыт шестикилометровый туннель.
Все деловые переходы и перевозки
совершаются теперь по нему. Перевал уже
сорок лет остается только местом
паломничества туристов.
Еще сравнительно недавно монахи
предоставляли проезжающим бесплатный
ночлег, рассчитывая на то, что последние
опустят в церковную копилку хотя бы
сравнимую с расходами по их содержанию
сумму. Однако автомобилисты пользовались
их услугами столь беспардонно, что
филантропией монахи больше не занимаются и
отсылают всех в недавно выстроенный отель.
Сами монахи живут, как и столетия назад, на
перевале по двенадцать лет, после чего
спускаются в обитель в Мартиньи. Монахов
Большого Сен-Бернара узнают по белой тесьме,
ниспадающей с плеча на черную рясу. Девять
долгих веков они оказывали помощь путникам,
застигнутым на пути к перевалу ветрами и
стужей. Наутро после каждого снежного
бурана монахи спускались по тропе и
подбирали заблудившихся и обессилевших.
Или окончивших свой жизненный путь в этом
суровом краю.
В те времена о лыжах в швейцарских Альпах
еще не знали, и монахи двигались по пояс в
снегу, ощупывая дорогу длинными посохами.
За спиной у каждого был мешок с краюхой
хлеба и бутылкой рома - необходимая
поддержка выбившимся из сил людям. Их
сопровождали две-три крупные собаки - те
самые, известные в наши дни всему миру…
Сенбернары
были выведены в XIII веке именно здесь, в
Швейцарских Альпах. Они обладали
превосходным чутьем и безошибочно
отыскивали попавших в беду путников даже
под метровым слоем снега. Отыскав
замерзающего, они раскапывали вокруг него
снег и ложились рядом, чтобы согревать
беднягу своим телом. Если пострадавший мог
двигаться, собаки поворачивались к нему так,
чтобы человек мог выпить ром из маленького
бочонка, привязанного к их груди. С XIX века
собака приносила также и медикаменты, а в
наши дни - яркий фал, чтобы пострадавший мог
обозначить себя на белом снегу, и даже
сигнальные ракеты.
У сенбернаров славный послужной список. Они
спасли более двух тысяч погибавших
путников. Без их помощи люди отвели беду
только от половины этого числа - от трети из
спасенных пострадавших. А знаменитый пес
Барри отстоял жизни сорока человек. Он
верой и правдой отстоял на перевале
монашескую вахту и всю свою собачью жизнь -
двенадцать лет.
Монастырские сенбернары теперь не у дел.
Вертолетная служба наблюдения и
усовершенствовавшийся метеопрогноз
сделали почти ненужной их профессию. Разве
что подаст радиосигнал припозднившийся
неосторожный лыжник - пес охотно встретит
его и проводит до места ночлега. Собаки
мирно лежат в разных уголках псарни, не
обращая особого внимания на восторги
посетителей.
Но монахи рассказывают, что зимой, в особо
сильные бураны, когда завывают ледяные
ветры, занося монастырь снегом, ни один пес
не спит спокойно. Вдруг - нужно? Могучий
инстинкт спасателей будоражит их кровь,
гонит на поиски, на помощь людям…
<вверх>
|
|