|
Сокровища
затонувших кораблей в Гааге.
Сокровища
редко приносят счастье своим обладателям.
Один капитан пиратского брига был убит
выстрелом в лицо, когда высаживался на
островке в Карибском море, где хотел
закопать свои сбережения. Другой погиб,
заколотый кинжалом в спину, и его голова три
дня красовалась на кормовом флагштоке
британского фрегата. Губернатор одной
заморской колонии был убит в закрытой
карете рядом с коваными сундуками,
наполненными награбленными у индейцев
золотыми фигурками… Несколько человек
умерли с голода на заблудившемся в южной
Атлантике клипере, перевозившем золотой
песок – в море невозможно было достать
корку хлеба даже за все золото мира… Где-то
меж Карфагеном и Римом ко дну пошло судно
вандалов, груженое бесценными статуями…
Все эти истории почерпнуты из донесений,
казначейских ведомостей, докладов и
выводов комиссий, эдиктов королей, судебных
приговоров, судовых журналов, рапортов и
частных писем, сохранившихся в
библиотечных и архивных хранилищах. Именно
там картины кораблекрушений и морских
сражений прошлого обретают явь и
реальность. Именно там хранятся еще не
узнанные карты «островов сокровищ»…
А сами сокровища, отданные морем, нередко
уплывают в частные коллекции. К счастью, не
все. Вот, например, корабль «Слот тер Хооге»,
принадлежавший голландской Ост-Индской
компании, вышедший из Нидерландов в 1724 году,
все же вернулся обратно через двести
пятьдесят с лишним лет. Правда, не целиком…
В ноябре 1724 года этот корабль, следующий в
Батавию, попал в страшный шестидневный
шторм и, потеряв ориентировку, наскочил на
берег. Это произошло на северном побережье
острова Порту-Санту в архипелаге Мадейра, «в
месте, именуемом Порту-ду-Гильерми, в коем
месте много рифов и скал, а сам остров тоже
являет собой скалу». Больше часа
построенное добросовестными голландскими
корабелами судно выдерживало удары волн,
после чего все же разломилось, и двести
двадцать человек утонули. Крутая волна,
разбивающаяся и по сей день о подножие
скалы, не оставила надежд на спасение, а
грохот шторма поглотил вопли отчаяния…
Голландский консул сообщил 8 декабря 1724
года в Гаагу из Лиссабона о прибытии туда
только тридцати трех спасшихся моряков.
Среди уцелевших был помощник капитана,
который составил подробную опись
затонувшего груза. За три моря «Слот тер
Хооге» вез вино, масло и девятнадцать
сундуков с серебряными слитками,
мексиканскими пиастрами и голландскими
гульденами. В современных мерах веса –
тонны три серебра.
Голландский консул в Лиссабоне,
переправляя печальную реляцию, писал, что
ценности можно поднять. «Мне ведомо, что
голландцы знакомы со среброловным делом,
однако англичане, думается, успешнее
справятся с ним. Глубина в месте крушения не
превышает 10-12 саженей»… Действительно,
англичане в XVIII веке владели техникой
подъема грузов с затонувших кораблей.
Изобретателем «ныряльной машины» -
деревянной бочки с обтянутыми свиным салом
кожей отверстиями для рук – был Джон
Летбридж. В 1780 году Девонширское ученое
общество выпустило «Наставление по подъему
затонувших предметов», в котором в качестве
иллюстрации был использован рисунок
Летбриджа с картой острова Порту-Санту,
изображением терпящего бедствие судна и с
координатами – 33 градуса северной широты и
5 градусов западной долготы!
Собственно, многое удалось поднять и самому
Летбриджу в 1725 году – в папке ведомостей
Зееландской палаты сохранился и его
контракт, и отчет о результатах работы.
Мастер работал в бухте Порту-ду-Гильерми
пять лет, поднял более половины груза и
пушек, и полагал, «что остальное с Божией
помощью достанет, если в будущем году
выпадет 20-30 дней штиля». Но, похоже, Летбридж
так и не дождался «у моря погоды». Часть
этого «остального» подняли со дна только в
семидесятые годы ХХ века. Официальная
поисковая группа быстро отыскала судно.
Первыми находками стали якоря, ядра, ружья,
пушки, бутылки и пивные кружки, канаты,
желтые кирпичи, служившие балластом на
судах голландской Ост-Индской компании –
почти полный комплект образцов груза.
Единственное, чего не хватало – так это
сокровищ.
Быстро выявился и главный враг подводных
археологов – песок. Он «заливал» вырытые
ямы раньше, чем его успевали оттеснять. И
только при установке компрессора с трубами
работы удалось продолжить. Коллекция росла,
в ней фигурировали рулевой крюк, табакерки,
пуговицы от камзолов, булавки, курительные
трубки – и, наконец, ком слежавшихся
серебряных гульденов и дукатов. Затем -
серебряный слиток с печатью Зеландской
палаты и стилизованной розой,
гарантировавшей чистоту металла и точность
веса – 1980 граммов, четыре амстердамских
фунта. За ним – еще один такой же, другой,
третий … и долгожданный сундук, стоявший
впритык к скале и придавленный пушкой.
Научная фиксация требовала кино- и
фотосъемок. Снабдить экспедицию
аппаратурой последнего поколения взялось
английское телевидение – за право съемок
для передачи «Археология сегодня». Это чуть
не погубило результаты работы – пока ждали
установления хорошей погоды для
продолжения съемок фильма, сундук оказался
взломан и пуст! К счастью, новоявленные
пираты усовестились – или поняли, что «вычислить»
их при сбыте не будет сложной задачей - и
подбросили похищенное на ступени
бельгийского консульства. Сундук же
реставраторам удалось собрать почти в
первоначальном виде. Серебро же почти не
нуждалось в реставрации - оно лишь немного
пригасило свой блеск, но не утратило его.
Осталось только сложить его в шесть
аккуратных рядов друг на друга – один ряд
вдоль, другой поперек – и выставить в
витрине. Рядом с копиями документов, якорем
и пивными кружками…
Мегатис
<вверх>
|
|