Виртуальная |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Венгрия |
| Замки | Мозаика | История | Национальная кухня | Статьи | |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Home - Венгрия - Статьи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Евреи в Венгрии. Евреи живут в Венгрии уже более 1000 лет. На протяжении всего этого времени их судьба была схожа с евреями других стран. Евреев терпели, пока можно было пользоваться их духовными, коммерческими и художественными способностями, и преследовали, когда находили для этого повод. В 1941 г., как говорит статистика, на территории Венгрии, в рамках Трианонского мира, проживало около 500 тысяч евреев, что составляло почти 6% всего населения. Большинство евреев жило в Будапеште, почти 20% от числа жителей города. Постоянный рост безработицы и экономические неурядицы вызывали в те времена недовольство населения и питали антисемитизм и ненависть к евреям. Ещё задолго до оккупации страны немцами режим Миклоша Хорти принял ряд законов антисемитского характера. В частности был ограничен приём евреев в университеты, запрещена служба в армии, урезаны избирательные права, права вступления в брак и др. После того как 19 марта 1944 г. фашисты оккупировали Венгрию преследования усилились. Около 430 000 человек были, при пособничестве «Скрещенных стрел» (венгерского национал-социалистического движения), брошены в фашистские лагеря смерти. В Будапеште, в Эржебетвароше, было создано гетто, в котором ожидало депортации 80 000 евреев, преимущественно женщин и детей. Мужчин к тому времени отправили на трудовой фронт рыть окопы или бросили в концлагеря. Лишь немногим из них удалось спастись. В этом большую роль сыграли простые будапештцы, которым был чужд антисемитизм и рискуя собственной жизнью они прятали в своих домах обречённых на смерть людей. Много сделал для спасения евреев шведский дипломат Рауль Валленберг. Он выдавал иммиграционные документы, названные «паспортами Валленберга», организовал сеть убежищ под нейтральными флагами. Т.о. многие евреи пережили то страшное время и дождались свободы, которую принесла им Советская Армия. В тоже время судьба самого Валленберга оказалась трагичной. Он был обвинён в шпионаже, арестован и отправлен в Москву, после чего бесследно исчез в подвалах Лубянки. В Будапеште Валленбергу поставлено два памятника и его именем названа одна из улиц города. После войны многие евреи, опасаясь за свою судьбу стали членами компартии. Немалое их число оказалось на руководящих постах в сфере высшего образования, СМИ, органов государственной безопасности. А многие во времена народной республики просто забыли, что они евреи. Социалистическая Венгрия была атеистическим государством, многие традиции ушли в забвение. После смены строя в 1989 г. наряду с национализмом на фоне экономических затруднений вновь поднял голову антисемитизм. Это происходит при участии некоторых безответственных политиков, в первую очередь небезызвестного русофоба и антисемита, писателя-драматурга, Иштвана Чурки, председателя партии крайне правых. Еврейский квартал Пешта располагался до второй мировой войны вокруг синагоги в Эржебетвароше. Сама синагога, которая является самой большой в Европе, была построена в 1859 г. Венским архитектором Людвигом Фёрстером, автором Венской синагоги. Однако в ходе строительства еврейская община, неудовлетворённая творением Фёрстера, призвала ему в помощь венгерских архитекторов Фридеша Фесла и Йожефа Хильда. В итоги появилась культовая постройка романтичного стиля с элементами мавританской архитектуры. По углам синагоги возвышаются две башни-луковицы высотой 32 м, а между ними огромное окно-розетка. Двухэтажное здание с тремя нефами рассчитано на 3000 молящихся - по количеству сидячих мест. В 1931 г. к синагоге пристроили боковое здание, выполненное в том же стиле на месте дома, где в 1860 г. родился основоположник сионизма Теодор Херцель. Сейчас в этом здании располагается музей еврейской культуры. Первые четыре комнаты музея рассказывают о религиозной и светской жизни евреев. Пятая комната – траурная. Её экспозиция посвящена жертвам Холокоста. Во время войны в здании музея гитлеровцы устроили общежитие для подневольных рабочих. Поскольку дом стоял на самой границе гетто, рабочим удавалось переправлять узникам продукты и письма. Несколько человек даже сумели бежать через здание музея. В сквере рядом с музеем скульптор Имре Варга в 1990 г. соорудил монумент жертвам Холокоста. На металлических листьях мемориального дерева-памятника написаны имена некоторых из тысяч жертв нацизма. Когда дует ветер, шевелящиеся листья тихо позванивают, как бы напоминая о трагическом периоде истории человечества. Ещё один памятник жертвам – это фрагмент стены гетто, оставленный специально в память о страшных днях 1944-45 годов. Во время войны синагога сильно пострадала. В здание попало 27 бомб. Капитальный ремонт здания был произведён лишь в 1991 г. Тогда выяснилось, что необходимо менять практически все несущие конструкции.
Государственных субсидий на такой объём работ было недостаточно – выручили
зарубежные еврейские общины. Одними из первых откликнулись торговцы паприкой из
Вены, пожертвовав 30 млн. форинтов. Судьба синагоги и после войны была полна
трагичных приключений. Самыми значитильными из них были взрыв бомбы у входа в
здание и ограбление синагоги, когда были похищены старинные культовые реликвии.
Виновников взрыва найти не удалось, а украденные сокровища нашлись в Румынии.
Сейчас в Будапеште, помимо главной синагоги действуют ещё около 30 в различных
районах города. Еврейская религиозная община столицы насчитывает около 100 000
человек. Интересно отметить, что в наши дни молодые люди из числа будапештских
евреев, являются теми, кто вновь обретают свои еврейские корни и возвращаются к
старым обычаям.
Эдуард Суровцев
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сopyright (C) 2000-2013 Гольверк Ася, Хаймин Сергей |