|
Дания - страна
королевского фарфора
"Очень
дорого", — почти всегда говорят знатоки,
если заходит речь о копенгагенском фарфоре,
и тут же добавляют: "Hо он стоит того..."
B самой середине Фредериксбергского парка,
что на окраине Копенгагена, можно набрести
на китайскую беседку. Этот чайный домик,
сооруженный в конце XVIII века, отражает
бытовавшую тогда в Европе моду на "китайщину".
Но — случайно или нет — китайская беседка
стала как бы "рекламой" Королевской
Копенгагенской фарфоровой фабрики (Royal
Copenhagen), занимающей целый квартал рядом с
парком. За два с небольшим века ее
существования знак фабрики — три голубых
волнистых линии — стал синонимом качества,
высокого мастерства и элегантности.
Датой
создания фабрики считается 1775 год, когда
идея аптекаря Франца Хенрика Мюллера —
наладить производство датского фарфора —
нашла финансовую поддержку со стороны
королевы Юлианы-Марии. Поэтому фабрика и
получила название "Королевской".
Королеве принадлежало и авторство знака
фабрики: три волны, символизирующие три
важнейших водных пути Дании — проливы Зунд,
Малый и Большой Бельт. Уже поэтому Royal Copenhagen
уникальна — это единственная королевская
фабрика, которая сохранилась со времен
абсолютной монархии. Поэтому до сих пор на
знаке три волны венчает корона.
Конечно же, первые успехи датского фарфора
связаны с интригой и тайной... Лучшим
фарфоровым производством в Европе
считалось саксонское, но тамошний монарх не
выпускал мастеров из страны. Неведомо как,
но датчанам удалось переманить пятерых
искусников: так начиналась история
знаменитой датской школы "фарфоровых дел
мастеров".
В 1790 году по заказу датского кронпринца,
будущего короля Фредерика VI, началось
изготовление сервиза, названного затем "Flora
Danica". На чашки, блюдца и т. п. были
перенесены иллюстрации из книги с таким
названием —точные изображения всех 2600
растений, встречающихся в королевстве.
Работа над сервизом растянулась почти на
тринадцать лет - до 1803 года. Самое
интересное в истории "Флоры Даники" -
это то, что этот самый сервиз выпускается на
фабрике и по сей день! Стоит только заказать...
Правда, сегодня он состоит только из 700
предметов.
Другой знаменитый сервиз, выпускаемый на
фабрике и поныне, известен как "Blue fluted"
(то есть, рифленый фарфор с синей
подглазурной росписью). Этот обеденный и
кофейный набор был впервые изготовлен еще в
1775 году. Большие королевские дворы
требовали огромного количества посуды.
Сегодня "Blue fluted", в работе над которым
занято 150 художников, — один из главных
предметов гордости фабрики.
В середине XIX века законодателями
фарфоровой моды были Севр во Франции, с
принятой там золотой росписью по глазури, и
английские фарфоровые фабрики, повторявшие
подглазурную "восточную" синюю
роспись. Однако, руководивший в то время Royal
Copenhagen Арнольд Крог, архитектор по
образованию, смело взялся за разработку
собственного дизайна. По решению Крога, на
фабрике стали использовать не только
подглазурный синий кобальт, но и зеленый
хром, и золотисто-красную краску. Именно в
Копенгагене появилась роспись блеклыми
матовыми красками, с мягкими, нежными
переходами тонов. После первой
Скандинавской выставки промышленности,
сельского хозяйства и искусства в
Копенгагене в 1888 году и Всемирной выставки
в Париже в 1889-ом, на которой продукция "Королевской"
получила Гран-при, и датский фарфор
завоевал мировую славу. Туманный тон
изделий на этих двух выставках был расценен,
как новый скачок в истории фарфора.
В конце XIX века, наряду с сервизами и вазами,
на Royal Copenhagen стали выпускать скульптурки
животных. Процесс изготовления даже
серийных изделий кропотлив и сложен. Одной
формой можно пользоваться лишь до 30 раз —
затем она перестает впитывать влагу и сама
размокает. Фигурку делают из нескольких
частей; их отливают по отдельности, а затем
склеивают. После этого изделие обжигается,
а потом, в зависимости от технологии, либо
расписывается, а затем покрывается
глазурью, либо наоборот. В музее фабрики
хранится статуэтка "Принцесса на
горошине", сделанная в 1911 году Герхардом
Хеллингом. На ее изготовление художник
затратил полгода работы - чтобы добиться
желаемого качества, только обжигал "Принцессу"
14 раз!..
Конечно, не все изделия фабрики — плод
такого кропотливого труда. Но даже на
изготовление типовой фигурки типа "Кошечка",
"Собачка", "Снеговик" или "Русалочка"
уходит до 30 дней. Отсюда и соответствующие
цены. Наиболее удачные скульптуры до сих
пор производятся по первоначальному
дизайну, созданному порой известными
художниками в самом начале XX века. К примеру,
"Русалочка" — это почти точная (только,
конечно, во много раз уменьшенная) копия
копенгагенской "Русалочки", и делается
она по модели скульптора Эдварда Эриксена,
сына автора самого знаменитого изваяния
Дании...
Стоит сказать несколько слов о настоящих
визитных карточках фабрики, любимых всеми
датчанами подарочных рождестственских
тарелках. Первую из них - "Мадонна с
младенцем" - Royal Copenhagen выпустила в 1908 году.
Тарелки расписываются вручную. Сюжет для
рисунка каждый год выбирается новый. При
этом тарелки выпускаются в ограниченном
количестве - их производство в конце
каждого года прекращают, а формы разбивают.
Поэтому на аукционе в 1995 году "Мадонна с
младенцем" - первая из рождественских
тарелок Royal Copenhagen - была продана за 6090
долларов. И никто не сомневается, что цены
на подобные изделия могут двигаться только
в одну сторону - а именно, вверх.
Во всем мире насчитывается два миллиона
коллекционеров, собирающих датские
рождественские тарелки. Больше всего их в
США, на втором месте - Япония. Но, так как в
Стране Восходящего солнца нет столь
прочных рождественских традиций, как на
Западе, Королевская фабрика предлагает их
на японском рынке, как "тарелки года". В
предрождественские дни этот магазин
особенно переполнен покупателями. Говорят,
туда собственной персоной заходит и
Маргрете II. И выбрав даже самую простенькую
безделицу, вы выходите из магазина с таким
ощущением и с таким роскошным пакетом
словно вы сами - коронованная особа. Потому
что на Royal Copenhagen не только название, но все-
от фабричного цеха до прилавка -поистине
королевское!
<вверх>
|
|