Виртуальная
  Европа

Чехия

|  Замки  |  Мозаика |  История  |  Национальная кухня   |  Статьи  |  

  Home - Чехия Замки

Страны

 • Австрия
 • Албания
 • Андорра
 • Бельгия
 • Болгария
 • Босния и Герцеговина
 • Ватикан
 • Великобритания
 • Венгрия
 • Германия
 • Греция
 • Дания
 • Ирландия
 • Исландия
 • Испания
 • Италия
 • Латвия
 • Литва
 • Лихтенштейн
 • Люксембург
 • Македония
 • Мальта
 • Монако
 • Нидерланды
 • Норвегия
 • Польша
 • Португалия
 • Румыния
 • Сан-Марино
 • Сербия и Черногория
 • Словакия
 • Словения
 • Финляндия
 • Франция
 • Хорватия
 • Чехия
 • Швейцария
 • Швеция
 • Эстония
 
 

HotLog

 

 

Замок Карлштейн

Вид на КарлштейнВ этой стране сохранилось много замков. Они буквально обвивают горы и пашни, прорезают облик старых городов и в одиночестве возвышаются на скальных утесах, так, что только птицы составляют конкуренцию в их желании приблизиться к Творцу. Есть и парадные постройки, похожие больше на дворцы с садами, есть и такие, что олицетворяют эпоху Галантного Века и созданы для любви и наслаждения. Мне больше по нраву строгие, готические, несколько мрачные, настоящие крепости, с зубчатыми стенами и сторожевыми башнями, хитроумными ловушками и подъемным мостом. Замки, возникшие в Средневековье, в то время, которое некоторые историки называют Темные Годы. Таких крепостей в этом государстве сохранилось меньше, из них большую часть потрепало время и реставрации, но есть один, практически не измененный, притянувший меня к себе словно магнит, олицетворяющий Короля и его Веру…

Восседавший на троне король в небольшом зале аудиенций, оставался в тени. Потоки солнечного света прорывались в окна,  окутывая и без того загадочную фигуру монарха. Стоящий перед ним высокородный вельможа терялся в догадках: какое у его
суверена настроение сегодня и что сулит ему, придворному, это безмолвие. Прошение можно было интерпретировать двояко, но 
в неблагоприятном случае вельможе необходимо сразу «свернуть разговор» и дождаться подходящего случая, а отсутствие какой-либо реакции короля, хотя бы видимой, пугало его. Опытный царедворец запаниковал. Да и было отчего! Сколько вассалов испытали на себе его гнев, познали тяжесть его длани. Испробовать того же просителю совсем не хотелось. У короля сильная рука и порою жестокий суд. Вельможа нервно мял в руках свиток, а король, держа в руках деревянный прутик, отстругивал ножом небольшие кусочки. Они мягко падали на пол и мантию, скрывающуюся его и часть трона. Казалось, императору нет никакого дела до тех известий, что сообщил ему приближенный, но это было не так. Вскоре хозяин замка пошевелился и щепки заняли новую территорию. Повернувшись боком, король подставил свету лишь свою шевелюру, но лица не было видно. Как благоразумно был выбран этот зал для приема. Солнце всегда заливало светом комнату, мешая смотреть в нишу между окон. Наконец император подал голос- душа царедворца метнулась в пятки. Говорил монарх медленно и тихо, роняя слова, имевшие такой же жуткий эффект, как упавшая капля в полнейшей тишине. Речь была немногословной и отточенной, так владелец прекраснейшего замка обходился со своими придворными, приезжавшими на доклад к нему, императору Священной Римской Империи в неприступную твердыню на Княжьей Горе.

Все в этом замке было устроено по его желанию и мировоззрению. Здесь он непросто находился в безопасности со своими святынями, - он был ближе к Богу. Это место было выбрано не случайно, ибо так воплощались его, императора, мечты и чаяния. Крепость была «изумительной оправой для его бриллиантов». Да и само укрепление носило его имя - Карлштейн.

В самом сердце Европы находится небольшое государство, в чьей истории много славных страниц. Нынешнее ее название Чешская Республика, а в давние времена - Богемия. Дважды оно становилось «центром христианского мира», а его столица, Прага, столицей всей Империи. Для такой маленькой страны - это грандиозный успех. Первый раз это произошло в первой половине XIV века. Этому предшествовал целый ряд событий, не упомянуть которые просто нельзя. Итак, Средние Века, Богемия, Карл IV….

Когда-то в далекие времена славянскими племенами правила княгиня Либуше, дочь Крока, что занял место после легендарного воеводы Чеха, чей народ и получил его имя. По легенде она опустила на дно реки золотую колыбель своего первенца, произнеся следующие слова: «Покойся здесь до тех пор, пока не настанет время, когда Родине понадобится тот, кто возродит ее из пепла. Тогда чьи-то материнские руки положат сюда ребенка, из которого вырастет Надежда и Слава нашего народа».

Через несколько веков легенда превратится в реальность. В начале XIV столетия Богемия, маленькая страна с гордым народом, находится в тяжелом положении. Ее раздирают на части немецкая и австрийская знать, местные феодалы стараются урвать кусок пожирнее, не заботясь о судьбе народа и страны. Наследника у короны нет. В 1310 году она достается Яну Люксембургу, 14-летнему сыну императора Священной Римской Империи Генриха VII. Обрученный с чешской принцессой Элишкой Пршемысловной, дочери короля Вацлава II, юный король вместе с короной Богемии получает и своенравных вассалов, которым выгодно иметь на троне незрелого властителя, дабы вершить свои козни. Ян пытается занять трон своего отца-императора, но ему это не удается. Зато отлично получается во всех делах, несвязанных с его королевством. Часто участвуя в пирах, турнирах, битвах, он прослыл «королем-странником». Так проведя всю жизнь в скитаниях, он умер от ран, полученных им в битве с англичанами при Креси на стороне французов.

От первого брака у него родился сын, наследник Карл, в чьих жилах кровь великого Чеха. Но рождение наследника не приносит долгожданного периода благоденствия и спокойствия для Богемии. Обеспокоенный судьбой сына и предчувствуя недоброе, Ян Люксембургский выкрадывает Карла из замка королевы, увозя его далеко на запад. Будущий монарх проводит детство и юность при дворе своего дяди, французского короля. Принца здесь окружают заботой и теплом. У него появляются друзья: один из них кардинал Пьер Роже де Бофор, наставник юного Карла. Впоследствии, наставник станет папой Климентом VI, а благодаря ему Карл сможет занять трон Священной Римской Империи.

Несмотря на благополучие и заботу, Карл постоянно испытывает тоску по матери. Взрослея, он обращает свои чувства, мысли и речи к Деве Марии. Так сформировалась основная страсть будущего короля, страсть, охватившая его целиком и полностью, - вера в Бога и его безграничную власть нам всем живым.

В 1346 году Ян Люксембургский умирает, и Богемия переходит под власть сына, названного королем Карлом IV. Но что это за наследство? В стране разруха, распри, отсталость. Есть от чего прийти в уныние, но Карлу помогает Великая Вера, поселившаяся в его сердце. Страна обретает истинного властителя. Он, не задумываясь, расправляется с зачинщиками интриг, опираясь на инквизицию. Довольно быстро знать понимает, что силу короля не стоит испытывать. У Карла грандиозные планы: он проводит реконструкцию столицы, приглашая талантливых мастеров, художников и архитекторов, среди них немца Петра Парлержа. Страна забурлила. В ней находится работа для всех. Возводится университет, Каролинум, названный в честь монарха. По всей стране строятся храмы. Но Карлу необходима крепость, гнездо, где можно хранить настоящие и будущие ценности. Дружеская связь с Папой Римским, взращенная на вере, помогает ему в его притязаниях. Карл IV мечтает превратить Чехию в центр христианской жизни. Его замыслы находят отклик в Риме. Папа помогает занять трон Карла Великого, трон Священной Римской Империи. Страна сумасшедшими темпами возрождается, строится и совершенствуется. Настоящий котел страстей.

Угловая башня Для строительства замка Карл выбирает удачное место, знакомое ему с самого детства: гора, окруженная пятью другими, недоступная дорога для войска, просматриваемая с вершины. В 1348 году архиепископ Пражский закладывает первый камень в строительство замка Карлштейн. Появляется наружная стена с бойницами и сторожевыми башнями. Толщина ее в некоторых местах достигает шести метров. Любой, враг или друг, для того, чтобы попасть в замок, должен был пройти через три башни. Захватить их было чрезвычайно сложно. Последние ворота защищает подъемный мост, без взятия которого все предыдущие усилия сводились на нет: враг успешно истреблялся неуемным градом стрел, снарядов и камней.

Замок состоит из трех основных построек, обороняющихся как единое целое, так и самостоятельные укрепления. Но император Карл ставит перед этой крепостью задачу быть не только неприступной твердыней, «каменным орешком», но и стать центром религиозно-политической жизни Европы, как священная гора в Иерусалиме.

Нижний ярус, бургграфствоЗамок многоярусный, в зависимости от степени религиозной значимости каждой постройки. Нижний уровень, бургграфство, далее дворец императора, его светское жилье. И, наконец, Большая Башня, в которой есть «святая святых» - Часовня святого Креста. Комплекс замыслен как путь пилигримов-паломников к «святому источнику». На самом нижнем и наименее значимом уровне Карл строит наружный двор, на котором стоит бургграфство и слуги занимаются хозяйственными работами: стирают белье, пекут хлеб, куют оружие и складируют припасы. Здесь же находится самая нижняя колодезная башня, нависающая над речкой Берункой. В этой постройке находится мощный барабан колодца, с помощью которого всего лишь два человека за несколько минут поднимают наверх сразу 12 литров воды. Тот, кто обладал этой башней - владел замком. Не единожды армия врагов пыталась захватить Карлштейн. Сколько погибло воинов на склонах Княжьей горы! А ведь всего лишь необходимо было отрезать крепость от воды или отравить ее. За всю историю замка эта тайна так и не станет достоянием врагов.

Замок строится в течение девяти лет и уже к 1357 году почти готов. В Праге Карл возводит собор святого Вита и еще 22 храма на территории Богемии. Все это результат набожности короля. Он чувствует себя «новым Цезарем», создавшим новую Империю. Отстраивая Прагу, Карл, тем не менее, проводит значительное время в Карлштейне. В своем дворце, на втором из трех уровней святости, он обустраивает церковь святой Марии, с детства считая ее своей покровительницей. Его мировоззрение, отношение к Богу и человеку находят отражение в картинах и фресках замка. Он, настоящий христианин, молится за судьбу своего народа и всего мира. Вера его настолько сильна, что порою он, просит слуг запереть его в церковных стенах на неделю для разговора с Богом и покаяния.

В Карлштейне император собирает наиболее ценные вещи для всего христианства: копье святого Лонгина, большой кусок дерева креста Христова, на котором остались видны отверстия от гвоздей, губку, приобретенную в Мантуе в монастыре бенедиктинцев святого Андрея, и два терна из венца Христова, что хранились в церкви Сен-Шапель и подаренные Иоанном Добрым, французским королем. Для хранения своих святынь Карл строит Большую Башню, в которой сооружает 4 мощные железные двери с хитроумными замками открыть которые, не зная механизма, нельзя. 

Здесь же он приказывает устроить Капеллу святого Креста по подобию Сен-Шапель в Париже, куда Карл ходил молиться еще мальчишкой. В ней король приказывает потолок и стены украсить четырьмя тысячами пластин из яшмы, агата, оникса и аметиста, обрамленные золотыми пластинами с личным гербом Карла и чешским львом. Солнечный луч, один раз, проникнувший внутрь, не исчезает, блуждая и отражаясь в тысячах полированных поверхностей каменных осколков. Над головой нависает венецианское стекло с изображением солнца, луны и звезд. Самое ценное в часовне - это алтарь со 130 изображениями святых и пап. Среди портретов есть и изображение императора Карла Великого, дальнего предка богемского короля, которому он старается подражать.
В Капелле во время богослужения священник зажигал свечи, одну за каждый день года. Поэтому часовня светилась как бриллиант. Карл, молясь, проводил в ней много времени. Наконец-то, его детская мечта сбылась. У него свое королевство, замок с реликвиями и священная часовенка. Любой входящий в нее, как описывают гиды, испытывает чувство восторга и благоговения. 

Но к священному престолу Римской Империи Карл добирается куда более мирским путем. В этом ему помогает друг и наставник - папа Климент VI. Понтифик исподволь настраивает немецкую знать против ныне царствующего императора, короля Баварии. Во время этих интриг «всплывает» фигура Карла IV. Он, уже облаченный властью, добившийся политического и экономического прогресса Богемии, опирается на сильный и могущественный рычаг, Папскую курию.

В 1347 году Карл въезжает в Рим и обретает корону Империи, позднее помещая ее в нишу Капеллы замка. А в короне Богемии, кроме бриллиантов и сапфиров, Карл приказывает поместить драгоценную вещь, шип от тернового венца Христа. Свои королевские сокровища он демонстрирует народу один раз в год, въезжая в Прагу во время причастия. Этот въезд символизирует его коронацию в Риме. Его ценности видят и признают все. 

Карл IV властвует долго и счастливо. Венцом его политической власти является Золотая Булла 1356 года, документ, поставивший Богемию в один ряд с сильными соседними государствами. Карл правит 32 года, умирает в 1378 году, не зная какие тяжелые времена ждут его королевство и замок. В начале XV века страну сотрясают религиозные войны, тайфуном прокатившиеся по всей Богемии. Туго приходится и Карлштейну: в течение 7 месяцев в 1427 году сторонники Яна Гуса штурмуют его стены. Но крепость не капитулировал даже под градом ударов требушетов, грозных метательных орудий Средневековья. Замок выстоял. Не сдался он на милость и шведским захватчикам, более века спустя завоевавших большую часть Богемии. Но горное гнездо Карла им не по зубам. Карлштейн спасают грамотно возведенные фортификации и милость Господа.

После таких потрясений замок постепенно приходит в упадок. Реликвии, собранные Карлом, уже хранятся в другом месте и у другого властителя. В конце XIX века Карлштейн представляет собой жалкое подобие крепости. Но романтический всплеск в чешском сообществе в то время помогает возродиться ему. И вот, он снова венчает Княжью Гору своей красотой и горделивой мощью, направленной вверх, туда, куда так стремился его вдохновитель.

Мистика не обошла стороной Карлштейн. Одна из самых кровавых страниц истории замка развернулась в мирное время. Неподалеку от колодезной башни была казнена супруга бургграфа за то, что извела двенадцать служанок. Жители нижнего поселения Карлштейн утверждают, что привидения этих несчастных жертв до сих пор прогуливаются по наружной стене замка и их силуэты может увидеть любой в лучах заходящего солнца, почти в сумерках.

В первый свой приезд в эту страну я познакомился только со столицей. Зато во время третьего путешествия сумел таки попасть в Карлштейн. Замок расположен в 28 километрах от Праги. Когда приезжаешь, начинаешь вертеть головой по сторонам, ища его глазами. Но ничего невидно. Толпы туристов двигаются в одну сторону, и ты примыкаешь к этой веренице. Дорога вьется по одной длинной улице среди домов с сувенирными магазинчиками, кафе и ресторанами. Только через метров двести, открывается великолепный вид: горы, только что скрывавшие замок, расступаются и вдалеке видна крепость. Она словно парит над лесом и горами, вознеся к небу и Богу Большую Башню.

Эффектный вид замка обрамляют зелень лесов и синева неба, если пилигриму повезет приехать сюда в летнее время. Зимой замок тоже красив среди искрящегося снега, но летом эта картина все же более контрастна.

Восхождение длится довольно долго, если совершать его пешком. На площади, куда прибывают все приезжие, стоят экипажи, открытые ландо. Я проехался в одном из них, присоединившись к английской паре и американке, увлеченно судачивших о лингвистических изменениях английского языка.

Когда поднимаешься к замку, вынужден огибать его (так уж проложена горная дорога) и создается впечатление, что крепость очень большая. Возница довез нас до поворота и предложил остальную часть пути пройти пешком, видимо, этот этап не входил в его планы. Но само ощущение элегантности, комфорта и некоторой избирательности своей персоны чувствует каждый, кто решится проехать к замку в экипаже. Жаль свиты маловато!  Прокатитесь так же как я, почувствуйте себя королем или королевой замка Карлштейн.

Если в первый приезд я ощутил некоторую свободу для исследования, без давки и навязчивых правил, то во второй столкнулся с ними вплотную. Спрос порождает новые законы. 

В маленьком дворике дворца императора нас встречает оркестр, исполняющий туш в честь каждой партии экскурсантов. Приятно, но получается это у них несколько обыденно, поэтому вызывает некоторое подобие грустной улыбки. Во дворике, ограниченном надвратной башней очень удобно держать оборону. Архитектор так продумал, что небольшая группа защитников вполне смогла бы выдержать натиск превосходящей силы. Первое помещение, куда попадаешь в замке, оказывается Манский зал. Внушительная комната, украшенная деревянным потолком и оригинальным камином XIV века. В этом зале собирались маны или вассалы, которым была поручена охрана замка. Мне очень понравился камин, почищенный и отреставрированный. Зал очень большой и, видимо, необходимо было часто и подолгу топить, чтобы обогреть его. Несмотря на экскурсию, с легкостью можно представить, как он выглядел в те далекие годы.

Стоят лавки и длинные столы, слышен людской гомон и бряцание оружия, снуют слуги с подносами, собаки развалившись, лежат возле камина, грея свою мокрую шерсть после охоты и облизываясь, чуя запах жареной дичи, стуки и звон бокалов, поднимаемых за здоровья суверена, свисающие со стен и потолка флаги и штандарты, дамы в модных средневековых одеяниях, зардевшиеся от крепкого вина. А за окнами бушует непогода. Но здесь тепло и уютно: весело потрескивает огонь в камине…

В этом зале выставлен напоказ складной алтарь кисти Томассо да Модены, которым дорожил Карл, и карта Священной Римской Империи во времена его правления. По ней можно понять, какой грандиозный замысел смогла воплотить в реальность его незаурядная личность.

Экскурсия медленно перетекает из одного зала в другой, нарушаемая бряцанием ключей, открываемых и запираемых гидом. Вскоре Вы попадаете в скромную спальню императора, небольшой альков, который лишний раз подчеркивает, что для Карла IV большее значение имеет духовная сторона жизни, нежели телесная.

Во время осмотра экспозиции замка Вас ждет целая коллекция картин с портретами родственников короля, как по материнской, так и по отцовской линии. Единственное неудобство - нехватка времени для неспешного осмотра. Среди развешанных картин во дворце есть две работы знаменитого мастера Теодорика. Его картинами украшена «святая святых» замка - капелла святого Креста в Большой Башне, сердце Карлштейна, в которую вложил частицу души сам Карл. Поскольку туда не водят экскурсии, то оценить мастерство этого придворного художника можно только здесь, созерцая два портрета кисти Теодорика. 

Поистине Карла окружали удивительные, как и он, сам, личности: Парлержи, отец и сыновья, Теодорик, художник и друг короля, папа Климент VI, наставник и духовник, Арношт из Пардубиц, первый архиепископ Праги и ближайший советник.

Осмотр заканчивается, и нас выводят через подъемный мост. Слышны звуки туша, под который вступает следующая партия приезжих. Я выхожу несколько разочарованный, так как мне снова не удалось повидать самое сокровенное.

Надо мной, устремившись ввысь, стоит Большая Башня, горделивая и неприступная. В нее не водят, попасть сюда означает коснуться чего-то Божественного. А это не каждому дано.

Уезжая из замка, я советую каждому путешественнику поверить, как и я, в старинное предание. Грозные рыцари, защитники Карлштейна, не покидают своих боевых постов, продолжая и сегодня охранять Княжью гору. Они невидимым дозором обходят крепость, свешиваясь в бойницы и пристально наблюдая за всеми передвижениями. Говорят, им помогает тролль, чьи быстрые шаги слышны в переходах замка. Спускаясь с горы, я точно знаю, что замок только и ждет, когда опустятся сумерки и крепость покинет последний человек. Только тогда настанет время для истинной жизни замка и его обитателей.

«Туристический экспресс № 7 (октябрь) 2002 год»
Алексей Слепухин,
путешественник, врач,
действительный член Российского Географического Общества
г. Екатеринбург, 
adventurer@r66.ru



 

<вверх>

 Сopyright (C) 2000-2013 Гольверк Ася, Хаймин Сергей 

Hosted by uCoz